Отчет о работе проекта

"Детский сад"

Международная Компьютерная Школа 5. Пущино-на-Оке, 1993.

Авторы и руководители проекта: Захарьева Наталья, Ковалевская Наталья.

Ассистенты: Ильин Петр Иванович и все, все, все ...

Название проекта "Детский сад" появилось исходя из тех соображений, что именно в детсадовском возрасте человек получает тот стартовый обьем знаний, который будет развивать и пополнять всю последующую жизнь. Таким образом, хотя в наш проект обычно приходят ученики младших классов, данное название "прижилось" и стало традиционным для нашего проекта,который действует вот уже пятый год - и это не случайно. Достаточно подробное психолого-педагогическое обоснование целесообразности нашего проекта приводилось в отчетах за МКШ-3, 4 [1,2]. В своей работе мы основываемся на том, что, как отмечала Р.М.Грановская, "специфика мышления заключается в самом процессе обратимого перевода информации с языка образов на символический язык" [3], и именно в этом нам может помочь компьютер, который самой своей природой требует такого перевода, а, следовательно, подвигает на это и пользователя. То есть компьютер не только не мешает, но даже, как показывает опыт нашей работы, помогает развитию мышления.

Проводились исследования по выявлению уровня развития теоретического мышления у ребят, посещавших наш проект в течение года и ребят, его не посещавших. Исследования показали, что при примерно одинаковых "стартовых" условиях, после года занятий в нашем проекте уровень развития теоретического мышления у экспериментальной группы (участники проекта) выше, чем у детей из контрольной группы (новички). Специфика работы в МКШ (занятия каждый день в течение месяца), разумеется, не дает возможности определить различия в развитии теоретического мышления участников "Детского сада" и детей, проект не посещавших. Но логично предположить, что и при такой форме работы для участников проекта облегчается переход от одного уровня мышления к другому.

Следует также отметить, что использование компьютера как средства познания стимулирует у младших школьников потребность в усвоении новых знаний, так как реально показывает их недостаток. Ведь потребность в теоретических знаниях как психическая основа учебной деятельности не предшествует ее реальному выполнению, а возникает в процессе ее собственного формирования, как отмечал В.В.Давыдов. В этой ситуации нам также помогает компьютер - вызывая и поддерживая интерес ребенка.

Все вышесказанное справедливо, но возникает естественный вопрос: не слишком ли сложна работа с компьютером для детей, не рано ли выбрано время для старта? Не повторяя психологического обоснования, приведенного в отчетах за МКШ-3,4, зададимся простым вопросом: если сейчас в стране речь идет о приобретении "второй грамотности", столь необходимой в сегодняшней жизни, то не следует ли из этого, что эту "вторую грамотность", эти принципиально новые умения нужно культивировать как можно раньше? Можно ли утверждать, что ЭВМ в ее функциональном проявлении может быть доступна только в определеном возрасте? Ведь овладение счетом для ребенка - задача ничуть не менее сложная, чем овладение машинным языком и умением программировать. А если еще и вспомнить при этом, что, по мнению многих, людям вполне сложившимся овладеть электронно-вычислительной техникой очень трудно, трудно преодолеть психологический барьер, то не логично ли сделать из этого вывод, что вторая грамотность должна приобретаться одновременно с первой? И не просто одновременно, а в полном слиянии с ней, когда цифра, буква, слог, их сложные взаимоотношения будут усваиваться именно с помощью безотказного, сколь угодно наглядного, не раздражающего, не кричащего, точного, да еще и завлекающего своей необычностью и непонятностью, своей сложностью помощника - компьютера (в настоящий момент разрабатывается программа обучения младших школьников, в которой предусматривается подобное слияние [4]). Из всего сказанного вытекает, что именно в младшем школьном возрасте целесообразно использовать компьютер для развития алгоритмического мышления.

Работа в проекте помогает формированию серьезного отношения участников к работе (помощь коллегам-соученикам, общая работа, консультации с руководителем и ребятами), развитию внимания и самоконтроля (компьютер сам указывает на наличие ошибки, не называя ее) и, что очень важно, работа в проекте дает ребенку проявить себя в новом качестве, почувствовать свою значимость, уважение окружающих.

Следует отметить,что работа с компьютером дает возможность ребенку заняться своим, отдельным делом и, в то же время, общаться с другими ребятами, обсуждать общие для всех проблемы (например, как при определенном наборе команд совершить то или иное действие). Таким образом, целями нашего проекта являются:
- развитие у участников исследовательских навыков;
- выработка навыков творческой работы в коллективе;
- дать участникам проекта начальные,стартовые знания по программированию, некое "чувство компьютера".

Ход работы.

В этом году в проект записалось 40 человек, из них 7 - дошкольники, что сильно затрудняло работу руководителей проекта (подробнее об этом ниже). На основе входного контроля (участникам было предложено написать алгоритм "Как закрыть дверь") дети были распределенны по группам. В результате распределения было сформированно 4 группы: в первую попали дети 5 - 8 лет, во вторую группу - 8-9 лет, в третью - 9-10 лет и в четвертую - 10-11 лет.

Больше всего сложностей возникло при работе с первой, "малышовой", группой. Большинство детей из нее раньше не ходило в школу и психически не было готово к учебной деятельности, мышление было предметно-действенным. Первоначально, авторы проекта не предполагали работать с таким возрастом (набрали такую группу после настойчивых просьб детей и их родителей), поэтому программа работы не была разработана, многие элементы приходилось придумывать сразу в процессе работы. В начале работы, с детьми проводились игры как на бумаге, так и компьютерные, требующие ориентации на плоскости; постепенно усложняясь, данная работа переросла в рисование детей с помощью компьютера в среде Paint. Параллельно с этим, задания по ориентации на плоскости были усложнены: детям предложили разделить плоскость на квадраты, выбрать наиболее удачную систему их обозначения (переход к декартовой системе координат), работа с программой "Жук" П.Л.Брусиловского (параллельно проводились игры типа "Робот", знакомство с такими понятиями, как программа, последовательность действий, алгоритм ...).

По мере усвоения "Жук"а, некоторые из детей стали работать в русскоязычной среде "Графика", где осваивали начальные правила программирования (кодировка, формы записи и др.). Следует отметить, что, к сожалению, нет программ для работы с детьми дошкольного возраста, позволяющих изучать понятия алгоритма, программы с помощью компьютера и без использования письма.

Вторая группа - это, как уже упоминалось, дети 8 - 9 лет. Учитывая, что участники этой группы могут испытывать значительные трудности с иностранными терминами, им, после игр, направленных на развитие логического мышления ("Выращивание дерева", "Игры с обручем", "Шифровка"), на понимание сути алгоритма (кодировка ситуаций), программы ("Робот"), была предложена работа в русскоязычной среде "Графика", позволяющей без дополнительных трудностей осваивать начала программирования (подробнее - в отчетах за МКШ-3,4).

Тем ребятам, которые успешно освоили среду, было предложено перейти к работе на BASIC'e (причем их внимание было актуализированно на общих для всех языков программирования понятиях, например, последовательность действий).

Третья группа сразу после подготавливающих игр начала работать в графическом редакторе BASIC'a. Участникам проекта было предложено с омощью оператора LINE создать картину (по мере необходимости дети узнавали новые операторы, типа CIRCLE). Часть детей освоила написание программы для движения фигуры по прямой.

В четвертой группе были собраны дети, которые уже занимались в нашем проекте в прошлом году. Сравнительно быстро пройдя тот этап, на который в третьей группе ушло все время работы, участники занялись созданием SPRITE'ов. Получив готовую программу со SPRITE'ом (так как создать ее самостоятельно представляется практически невозможным для детей младшего школьного возраста и с тем багажом знаний, который они получили в школе), убирая и восстанавливая строки, дети пытались понять назначение различных строк и принцип работы SPRITE'а.

К концу работы проекта участники всех групп, используя компьютер и свои знания о нем, создали сложные, интересные картины, которые отличаются творчеством, фантазией. На последнем занятии участникам вновь было предложено написать алгоритм закрывания двери. Следует отметить, что почти все дети написали хорошие, продуманные работы.

Опыт работы с группой дошкольников дал возможность для создания в следующем году специальной программы работы с ребятами этого возраста. Таким образом, на авторах проекта лежит задача отработки методики работы и подбор методического материала.