Экономическая сторона предпосылок создания предприятия.
Азарашвили А.А., Белова Е. А., Солнцев С.А.

  1. ВВЕДЕНИЕ.
  2. ХОД ПРОЕКТА.
  3. АНАЛИЗ РАБОТЫ В ПРОЕКТЕ.
  4. ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
  5. ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
  6. ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
  7. ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
  8. ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

ВВЕДЕНИЕ.

Первоначально слово "экономика" (от греческого oikonomikea - управление хозяйством) означало "искусство ведения домашнего хозяйства". Постепенно это понятие стало расширяться и утрачивать свой первоначальный смысл. Сегодня в экономической литературе используются два очень похожих на первый взгляд понятия: "economy" и "economics". Первое включает в себя всё, что относится к экономической жизни страны: её заводы, фабрики, дороги, магазины, людей, которые производят и потребляют товары, а также сами эти товары. Что касается второго понятия, то оно означает науку, которая занимается изучением первого. В русском же языке оба эти понятия часто переводятся одним и тем же словом - "экономика", которое может иметь как первый, так и второй смысл в зависимости от обстоятельств. Разнообразие в методике преподавания обусловливает различия в толковании научных терминов, что, в свою очередь, порождает неверное восприятие сути экономики. Это приводит к возникновению трудностей при переложении теоретических знаний на практику в современных экономических условиях.

Не меньший интерес представляет проблема неверного отношения к роли экономики в жизни человека. Следует понимать, насколько глубоко связана деятельность любого из нас с основными законами экономики. Именно это и привело нас к идеи созданию проекта.

Макро-целью нашего проекта является составление общей схемы создания предприятия. В ходе исследования устанавливается побочная цель - осознание тождественности схем предприятий, ориентированных на различную деятельность. К достижению макро-цели участники проекта направляются мини-задачами.

Данная проблематика очень актуальна на сегодняшний день, и это не удивительно! Не стоит приводить длинный список причин; а назовем одну - самую главную: вся жизнь человека зависит от экономических законов, значимость которых не меньше, чем у законов природы. В нашей повседневности у каждого явления есть своя вполне конкретная причина, за ней всегда стоят реальные экономические закономерности, знать и изучать которые необходимо. Но важно помнить, что наш проект - не о том, как быстро сделать миллион, и мы не даем готовых решений многочисленных проблем и трудностей, с которыми сталкивается сегодня наша экономика. Однако, в ходе проекта дети знакомятся с основными понятиями, закономерностями и принципами рыночной экономики, их взаимосвязями и применением в повседневной деловой практике. Мы считаем, что современному человеку необходимо иметь представление об экономической теории.

Проект "Экономика" проводится в игровой форме - участники проекта, предварительно разделившись на группы (максимальное число человек в группе - 10), самостоятельно решают, какое предприятие им выгоднее открыть, т.е. они выбирают род деятельности предприятия, его организационно-правовую форму, описывают товар и т.д. и обосновывают свой выбор. Также в проекте существуют теоретические блоки, например "Затраты", "Налоги", "Прибыль", "Риски", "Банкротство" и т.п., которые проводятся в форме беседы, в результате которой выясняются базовые определения и их значение в экономической системе. Подразумевается, что после окончания проекта его участники смогут сформулировать пройденный материал не путем заучивания определений наизусть, а с помощью цепочки логических рассуждений.

В ходе проекта учащиеся могли получить интересующую их информацию от руководителей, предварительно обсудив вопрос в группе. Другой источник информации - Гражданский Кодекс. Участники, желающие поработать с Кодексом, прорабатывали самостоятельно необходимый для решения проблемы материал, после чего выступали с сообщением перед всеми участниками и отвечали на вопросы по теме.

Результатом проекта служат три бизнес-плана (по числу групп, строящих свое предприятие), один из которых приводится ниже. Каждый бизнес-план состоит из 16 разделов:

  1. Миссия
  2. Название
  3. Организационная форма
  4. Продукт
  5. Спрос на товар
  6. Предложение товаров
    1. конкурентов
    2. свое
  7. Анализ рынка товаров
  8. Персонал
  9. Сырье
  10. Технологии и оборудование
  11. Место расположения
  12. Налоги, акцизы
  13. Первоначальный капитал
  14. Рентабельность
  15. Направление использования прибыли
  16. Риски

ХОД ПРОЕКТА.

1-е занятие.
Проводится общая беседа о базовых понятиях (экономика, предприятие и фирма, предприниматель).Участники проекта выбирают вид деятельности предприятия и делятся на группы. Таким образом в проекте образовалось семь групп, которые в последствии были объединены в три большие группы. В конце занятия проводится входной контроль по основным понятиям, например, дать определение спросу и привести факторы, влияющие на его величину; дать определение цены; решить производственную ситуацию (например, схема действий при наличии серьезных конкурентов).

2-е занятие.
Работа в группах: обсуждаются организационно-правовые формы, выбирается название предприятия, проводится рекламная акция по его представлению остальным группам, выбирается конкретный продукт/услуги и проводится его детальное описание.

3-е занятие.
Работа в группах: обсуждаются организационно-правовые формы, составляется список факторов, которые надо учитывать при открытии предприятия. Обсуждаются понятия правоспособности и дееспособности. Участники знакомятся с уставом фирмы и учредительным договором, обсуждаются их разделы. Закрепление материала (см. приложение 1).

4-е занятие.
Общая беседа о налогах, их видах и функциях, налоговом регулировании, принципах налогового регулирования. Формулировка задания проведения налогового исследования.

5-е занятие.
Проведение маркетингового исследования предложения. Занятие проводится в городе: участники проекта изучают динамику цен, в зависимости от месторасположения торговых точек. В нашем проекте исследования проводились по группам: каждая группа выбрала самостоятельно свой предмет исследования (например, спички, конфеты, газ.вода). В итоге строится кривая предложения и проводится ее идентификация. Общая беседа о ценообразовании, функциях цены, видах цен и ее структуре.

6-е занятие.
Общая беседа о некоммерческих организациях (на основе ГК) и возможных целях их создания. Работа в группах: участники проекта определяют цели создания фирмы и способы использование прибыли.

7-е занятие.
Проведение маркетингового исследования спроса. Участникам проекта давалось задание провести опрос потенциальных покупателей (опрашиваемому назывались разные цены одного товара и он должен был определить, какое количество товара он готов приобрести по конкретной цене). В итоге строится кривая спроса и обсуждаются факторы, влияющие на его величину.

8-е занятие.
Общая беседа о спросе и предложении: выявление равновесной цены и количества, влияние налога. Графическая модель. Обсуждение факторов по группам (для каждого конкретного предприятия), влияющих на величину цены. Например, участники проекта выделяли следующие факторы: качество, себестоимость, реклама, спрос, известность торговой марки, конкуренция, платежеспособность покупателя, величина налоговой ставки, местоположение предприятия.

9-е занятие.
Работа в группах: обсуждение организационной структуры, рабочей силы, формирование штата кадров для каждого предприятия.

10-е занятие.
Общая беседа о затратах. Виды затрат (явные - прямые и косвенные; неявные - скрытые и альтернативные). Классификации затрат по экономическим элементам и статьям калькуляции и цели этих классификаций. Закрепление материала. Решение задач.

Примеры:

  1. Определить себестоимость реализованной продукции, если затраты на производство 1856руб., изменения остатков незавершенного производства -144руб., изменения остатков расходов будущего периода +50руб., прочие расходы 50руб.
    Решение: 1856 + 144 - 50 + 250 = 2200руб.
  2. Определить полную себестоимость, если производственная себестоимость 7000руб., коммерческая - 5% от производственной; платежи по кредитам в пределах ставок 100руб., затраты на транспортировку 50руб.
    Решение: 7000 + 7000 · 5/100 = 7000 + 350 = 7350 руб. (100 руб. и 50 руб. входят в коммерческие расходы).
Участники проекта решали эти задачи в группах на конкурсной основе. Задачи решались в течении 5 минут. Один человек из группы, решившей первой задачу, объяснял решение всем остальным (если остальные группы находятся в тупиковом состоянии).

11-е занятие.
Занятие проводится на улице. Учащиеся первую часть занятия просто осматривают по группам местность ( в данном случае - Дубну), а во второй части занятия выдвигают свои предположения, анализируют какой участок местности лучше и почему, договариваются о местоположении своего предприятия. Объясняют свой выбор остальным группам. Совместно обсуждается, что именно влияет на выбор местоположения предприятия - факторы, такие как экология, положение участка в городе, плотность населения, общий уровень жизни населения, близость предприятий с аналогичным направлением деятельности, удаленность от транспортных путей и т. д.

12-е занятие.
Общая беседа о прибыли. Учащиеся с легкостью дали экономическое определение термина "прибыль". Обсуждение видов прибыли, факторов, оказывающих влияние на величину прибыли, источников образования прибыли (рассматривалось на конкретном примере химического предприятия), распределения прибыли. Работа в группах: каждая группа самостоятельно обсуждает источники образования прибыли на своем предприятии и решает, куда она будет распределяться.

13-е занятие.
Общая беседа о рисках. Участники проекта на примере конкретного предприятия (например, производство селедки) называют виды рисков (например, падение спроса, природно-климатические условия, действия конкурентов, инфляционный риск и т.п.). Обсуждение видов рисков для своего конкретного предприятия (проходит в группах). В конце занятия каждая группа представляет свои виды рисков и анализирует возможные действия со своей стороны для устранения неблагоприятного хода событий.

14-е занятие.
Общая беседа о банкротстве предприятия. Выявление причин банкротства. Понятие банкротства. Обсуждение тактики предприятия при банкротстве (защитной и наступательной). В конце занятия можно обсудить процедуры банкротства.

15-е занятие.
Работа в группах: обсуждение миссии предприятия, создание бизнес-плана.

16-е занятие.
Выходной контроль (см. приложение 2).

17-е занятие.
Подготовка к конференции.

АНАЛИЗ РАБОТЫ В ПРОЕКТЕ.

В результате работы в проекте были разобраны основные понятия экономики, составлена схема создания предприятия, созданы три производственных предприятия различного направления деятельности: создание рекламы, производство охранных систем, производство виртуальных репетиторов. В ходе работы в группах было доказана идентичность последовательности создания предприятия для любого вида деятельности. Несмотря на начальную разобщенность в группах вследствие возрастного различия, учащиеся все же сумели достигнуть результатов, устраивающих большинство. Но необходимо отметить довольно резкое выпадение из работы всего п роекта в целом учащихся 7-х и 8-х классов. Как показал входной и выходной контроль, это случилось вследствие отсутствия начальной базы у слушателей данного возраста (как информационной, так и практической). Следовательно, для участия в данном проекте желательно приглашать слушателей в возрасте от 14 лет (9 класс).

Другой минус заключался в том, что к вечеру внимание учащихся рассеивалось; требовалось введение дополнительных игровых ситуаций, не вполне отвечающих общей задачи проекта.

Также значительно затрудняло работу проекта большое количество участников (21 человек), так как проект был рассчитан на 10-15 человек. Тем не менее, следует отметить, что работа в проекте была продуктивной, на что указывает сравнение результатов входного и выходного контроля (см. приложение 3). В целом, динамика хода проекта (разница между результатами входного и выходного контроля) положительна (см. приложение 4).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Задание: вставить пропущенные фразы, используя подсказки под чертой.

РЕГИСТРАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ (фирмы).

Для того, чтобы зарегистрироваться, будущая фирма должна представить о себе следующую информацию и документацию:

УСТАВ ФИРМЫ (примерная схема)

Раздел 1. Общие положения:

Раздел 2. Предмет деятельности фирмы:

Раздел 3. Имущества и доходы фирмы:

Раздел 4. Права и обязанности владельца

Раздел 5. Управление фирмой:

УСТАВ ФИРМЫ (примерная схема)

Раздел 1. Общие положения

Раздел 2. Основные виды деятельности

Раздел 3. Уставной капитал:

Раздел 4. Обязательства учредителей:

Раздел 5. Организация фирмы:

Раздел 6. Информация об учредителях


Порядок выхода учредителей из фирмы; порядок решения споров; оборотный капитал; размер уставного капитала; порядок прекращения деятельности фирмы; источники этих средств (например, продажа акций); определение рынка сбыта, цели создания фирмы, владельцы фирмы, адрес фирмы.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

ПОСТТЕСТ.

  1. Издержки (дайте определение).
  2. Предприятие (дайте определение).
  3. Налоги (дайте определение). Их виды.
  4. Банкротство (дайте определение).
  5. Прибыль (дайте определение).
  6. Цена (дайте определение).
  7. Предложение (дайте определение).
  8. Виды организационно-правовых форм предприятия в РФ.
  9. Риск (дайте определение).
  10. В каких случаях стоит устанавливать фиксированную заработную плату, а в каких - доли от прибыли (дохода)?
  11. Товар (дайте определение).
  12. Вы - владелец успешно функционирующего казино. Что вы сделаете, если государство увеличит налог на "казино" в 5 раз?

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

ОТЧЁТ ПО ПРОЕКТУ "ЭКОНОМИКА" ("ИЗОС")

  1. Миссия:
    ЗАО "ИЗОС" предлагает охранные системы нового поколения, основанные на свойствах инфразвука, а также монтаж, демонтаж, ремонт и пр.
    Цель - обеспечение потребительского рынка высококачественными охранными системами.
    Нашим покупателям мы предоставляем инфразвуковые охранные системы, которые способны обеспечить их защиту в любых ситуациях. Собственники заинтересованы в предоставлении качественных товаров и получении прибыли. Наши сотрудники заинтересованы в сохранении за собой рабочих мест, обеспечении социальной защиты и получении стабильной зарплаты. Деловые партнёры заинтересованы в предоставлении нам качественного сырья за соответственную плату. Государство получает налоги с нашей фирмы, что способствует пополнению государственного бюджета и укреплению экономики страны. Местным властям наше предприятие предоставляет плату за аренду помещения, оплату налогов.
  2. Название предприятия: Наше предприятие носит название "ИЗОС", что расшифровывается, как ИнфраЗвуковые Охранные Системы. Мы выбрали это название, так как оно наглядно показывает род нашей деятельности, а также легко запоминается.
  3. Организационная форма: "ИЗОС" - закрытое акционерное общество. Мы выбрали данную организационную форму предприятия, так как сочли её оптимальной для управления фирмой. Это общество, в котором уставной капитал разделён на определённое число акций; участники не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах стоимости их акций. Акции общества распределены среди его учредителей. Акционеры имеют имущественное право приобретения акций.
  4. Товар: Производимый нами товар - охранные системы. Они отличаются высокой рентабельностью, низкой энергоёмкостью и малогабаритностью.
  5. Спрос на товар: Мы планируем, что наш товар будет пользоваться большим спросом, потому что каждый человек, заботящийся о своём имуществе, хочет сохранить его в целостности и сохранности и, следовательно, будет искать оптимальные пути решения этой проблемы.
  6. Предложение товара: Мы провели маркетинговые исследования по охранным системам и выяснили, что таковые пользуются большим спросом, но сейчас очень мало фирм, выпускающих данную продукцию.
    Аналогов нашей системы нет, так как использование инфразвуковых излучателей мало распространено в связи с нехваткой квалифицированных специалистов в этой области. К тому же, мы предлагаем довольно широкий перечень услуг, связанных с охраной дома и офиса. Одна охранная система стоит $1500 - 5000. Системы могут быть различными: от небольшой охранной системы для одной двери или окна до целого комплекса для охраны офиса или завода.
  7. Анализ рынка товаров: Мы предполагаем, что "ИЗОС" будет монополистическим предприятием на рынке охранных систем в связи с тем, что мы являемся первым предприятием, использующим инфразвуковое излучение. В Дубне эти охранные системы будут пользоваться спросом, так как многие хотят надёжно защитить своё имущество. Также планируется продажа наших систем как в Российской Федерации, так и в странах ближнего и дальнего зарубежья.
  8. Персонал:
    1. Руководители - 8 человек:
      • Разработчики (2)
      • Реклама/сбыт (2)
      • Зав. производственным отделом (2)
      • Ответственные за сервис (2)
    2. Разработчики, инженеры, программисты. (10)
    3. Консультанты (10)
    4. Рабочие:
      • Изготовители деталей (20)
      • Сборщики (7)
      • Контролёры (4)
    5. Дизайнеры (3)
    6. Отдел рекламы (4)
    7. Бухгалтеры (4)
    8. Обслуживающий персонал (20)
    9. Секретари (4)
  9. Сырьё: В качестве сырья наше предприятие использует следующие материалы:
  10. Технология и оборудование: Механизированные поточные линии для сборки инфразвуковых излучателей стоимостью около $25.000-$30.000 Обновление оборудования предполагается производить раз в 5 лет, но в случае крайней необходимости (выход из строя, поломка и т.п.) срок может быть сокращён.
  11. Расположение предприятия: Предполагается разместить наше предприятие по производству ИЗОС за чертой города чтобы не мешать отдыху населения, а офис будет расположен ближе к центру.
  12. Налоги, акцизы: 38% - налог из фонда заработной платы.
  13. Первоначальный капитал: Учредители данной фирмы вкладывают свои средства с целью образования первого предприятия и предполагают взять кредит в банке, а также воспользоваться поддержкой спонсоров, готовых предоставить определённую сумму для развития нашей фирмы.
  14. Рентабельность, окупаемость: Являясь монополистическим предприятием по производству охранных систем, мы считаем, что наш бизнес будет очень прибыльным за неимением аналогов в данной области производства. Предполагается, что срок окупаемости данной продукции будет достаточно небольшим, потому как, исходя из данных маркетинговых исследований, многие люди заинтересованы в надёжной защите (3 - 5 месяцев).
  15. Направления использования прибыли:
  16. Риски
    Учёт рисков:
  17. Снижение рисков:

Данная статья была опубликована в сборнике "Психология в образовании: Психолого-педагогическое обеспечение проектной формы обучения." Выпуск 11. / Под ред. Хозиева В.Б., Ширкова П. Д. - Москва-Сургут: Изд-во Сургут. ун-та, 2000 г. - 100 с.


Internet версия: 20.12.2001 by Солнцев С. А.