Отчет о проекте

"Музыка и волны"

Международная Компьютерная Школа 5. Пущино-на-Оке, 1993.

Автор проекта: Ларс Гислен (Швеция)

Со-Руководители: Елена Ковалевская (МИРЭА), Павел Кащеев (МЭСИ)

Проект имел две глобальные задачи. Первая часть проекта включала в себя изучение принципов написания и воспроизведения различных мелодий, вторая - исследование физических основ звука. Справившись с первой задачей на достаточно низком уровне, участникам предлагалось два пути: продолжать изучение закономерностей построения более сложных мелодий или перейти ко второй части проекта. Ребята прослушали курс лекций по Паскалю, волнам и, конечно же, по музыкальной части проекта. Ряд лекций был проведен самими участниками. Всего в проекте работало 12 ребят, позднее произошло разделение: парни боролись со стихией, девчонки - с музыкой. Цель проекта была достигнута: две части, точнее две программы, слились в одну. Помимо официальных мероприятий в проекте прошла конференция, на которой участники проекта рассказывали о том, что знали о музыке, компьютерах, о том, что показалось им интересным, о чем следовало рассказать другим...

Интересно, что методы используемые для обучения, сильно разнились с некорыми нормами принятыми в МКШ. У ребят была полная свобода действий, минимум теории предлагался со стороны руководителей проекта, большую часть рассказывали сами проектанты. Мы узнали массу интересных вещей о существовании которых даже и не предполагали. Это дало свои плоды: к концу школы в закрытых для общения сердцах забился огонек жизни. Ребята стали более открыты и самостоятельны, они научились говорить перед аудиторией, воздействовать на нее...


Продолжение

Перед участниками проекта встала задача анализа реальной музыки для ее последующей имитации. Осенью, совместными усилиями московских и пущинских коллег была начата разработка комплекса программ для ввода и обработки музыки. Было решено вести анализ музыки по двум независимым друг от друга направлениям: ритму и нотному составу. В дальнейшем планируется объединение этих направлений.

В нашем случае ритмический рисунок мелодии имеет большее значение для анализа музыкальных произведений, чем ее нотный состав. Во-первых, анализ ритма не представляет сложностей, нежели анализ мелодии и ее гармонической структуры, т.к. легче проследить повторяющиеся фрагменты и провести статистические исследования. Во-вторых, по ритмическому рисунку легче узнать произведение, чем просто по нотам.

Исходя из этих соображений, участниками проекта были написаны программы для ввода и анализа ритмического рисунка музыкальных произведений.

Это лишь первый этап работы над проектом (аналитическая часть). Вторым этапом будет являться подготовка и обработка данных по разным произведениям (получение статистики). Завершающим этапом работы будет имитация реальной музыки на основе полученных данных.

Пущино-на-Оке, январь 1994 г.